Ларичева  Т.  В.,   учитель  начальных классов.  «Повышение мотивации учащихся к обучению в начальной школе."

 
    Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.




                Муниципальное  образовательное   учреждение
        " Почекуевская  средняя  общеобразовательная   школа"










                               Педагогический    проект


                             учитель  начальных классов
                           Ларичева  Татьяна   Васильевна














                                      Почекуево - 2011 год.











Педагогический проект
по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению
в начальной  школе."


  Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.
в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
      Как «замотивировать» учащихся начальной  школы  к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя.
         Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению различных предметов в условиях общеобразовательной школы.


Объект исследования: мотивация  учащихся  начальной  школы к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся .
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся в начальной  школе  будет эффективным, если:


Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
  Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических  методов  исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся начальной школы к обучению;   педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы,  развивающие игры; статистическая обработка результатов.

Научная новизна исследования состоит:
Первый этап - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация".
Второй этап  - практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся начальной  школы. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся .
Третий этап  -  обобщение результатов анкетирования, тестирования к повышению мотивации учащихся к обучению.
Прогнозируемые риски и методы :
1. Повышение квалификации, привлечение к сотрудничеству сотрудников ВУЗов.
2. Неготовность педагогов к работе в модели формирования положительных мотивов к обучению :  изучение теоретических и практических аспектов повышения мотивации к обучению: повышение квалификации, обобщение опыта, мастер классы  на педагогических   советах.
3. Невозможность быстрой и оперативной  информатизации научно- методической деятельности преподавателей : разработка  учебно-методического обеспечения по предметам  на базе  начальной  школы  с целью обеспечения      формирования положительных мотивов к обучению в данной предметной дисциплине.

Предполагаемый результат:
    Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.
  Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:
  Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
  Проблема мотивации учения меня интересовала  с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).
   Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в начальных  классах.
  Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.
  Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.
  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на  уроках: чтения, русского  языка, окружающий  мир, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса .
  Использование ИКТ   позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
   В начале появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д. Каждое выполненное задание будет помогать учащимся  выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.
      Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
1) при изложении нового материала .
 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе учащихся.
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов;
7)во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
  В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
        привлекать пассивных слушателей;
        делать занятия более наглядными;
        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
        обеспечивать моментальную обратную связь;
        повышать интенсивность учебного процесса;
        воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
        активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
        объективно оценивать действия учащихся;
        накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
        реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
        дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)
   Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
3.Давать разноуровневые задания.
4.Обеспечить повторение  ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.


      Таким образом,  использование ИКТ на уроках   сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся начальной школы к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

                                            Литература.

2. А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990
3. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983
4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г.